Еще недавно понятие крафтовое пиво было малоизвестно. В России и Европе крафтовым принято называть любое пиво, сваренное в частной пивоварне, притом, что традиционные рецепты были соблюдены.
Словосочетание «craftbeer» дословно переводится как «ремесленное пиво», но это, согласитесь как то странно звучит. Другие интерпретации перевода как искусный, профессиональный, авторский, рукотворный, не прояснили ситуацию. В итоге, остановились на названии - крафтовое пиво. Термин «крафтовое пивоварение» предложило в XXI веке Объединение американских пивоваров (Brewers Association).
Заглянем немного в историю.
История крафтового пива началась в Америке, когда домашнее пивоварение легализовали (1960г). Стали открываться пивоварни, в которых варилось пиво по старинным рецептам. Пиво варили по классическим рецептам. Но после того как в Англии, в 70х годах в микропивоварне наряду с традиционным пивом сварили касковый эль, в Америке решились на эксперименты. Создавались новые рецепты и сорта крафтового пива. Фриц Майтаг — первый крафтовый пивовар США.
Крафтовое пиво – это не сорт, это пиво, сваренное ограниченным небольшим «тиражом», созданное с соблюдением определенных условий, с творческим подходом, для удовольствия.
В Америке есть четкие признаки крафтового производства, его ввела Американская Ассоциация Пивоваров:
- Пивоварня должна быть малой и производить не более 6 млн. баррелей пива в год. Один пивной баррель в США равен 117,3 литров. То есть годовой объем крафтовой пивоварни не должен превышать: 703,8 млн. литров пива в год.
- Пивоварня должна быть независимой. Это означает, что не менее 75% капитала пивоварни должно находиться у нее в собственности. То есть, например, пивоварня, продавшая более 25% акций другим компаниям, считаться крафтовой уже не может. Это связано с тем, что при большем участии сторонних компаний и при большей зависимости от чужих ресурсов и инвестиций крафтовый пивовар лишается определенной свободы и может быть зависим от решений инвесторов.
- Пивоварня должна быть традиционной. Это означает, что основой пива должен быть солод (не менее 50%), а использование прочих добавок должно быть направлено на улучшение и усложнение вкуса, а не на его облегчение. То есть пивовар, кроме воды солода и хмеля может использовать сахар, цветы, пряности, овощи, фрукты и прочие варианты сырья. Но если он делает это для снижения себестоимости продукта — это явное нарушение. Такой пивовар не будет считаться крафтовым.
В Европе однозначного подхода к этому вопросу не было. Профессиональные пивовары Европы свое мнение отразили в специализированной литературе. Признаки крафтового производства по европейскому подходу сводится к отрицанию коммерческой составляющей. Главным считают – творческий процесс, вдохновение, новаторство и эксперимент, а не прибыль.
Но оценить вдохновение в сортах пива просто невозможно. По мнению европейцев крафтовые сорта пива надо раздаваться бесплатно.
Вот уже несколько лет как можно купить крафтовое пиво, сваренное в России. Первая такая пивоварня появилась в 2008-м, а с 2012 года открылось много частных пивоварен. Свою продукцию они стали называть крафтовой. Варят крафтовое в Самаре: пивоварня Сraft Ale, «Три оленя», пивоварня Monkfish brewery.
Крафтовое пиво в Тольятти тоже можно попробовать. Компания «Тольятти пиво» предложит вам хороший ассортимент.
Отличие крафтового пиво от традиционного:
- Классическое пиво варят большими партиями, а крафтовое – ограниченно. Производители крафта имеют возможность учитывать потребности и вкусы потребителей.
- Большое внимание уделяют качеству и вкусу пива. Для крафтовых пивоваров главное, как оценят их творение. Для крупных пивоваренных компаний важно получить большую прибыль. Для этого меняются рецептуру пива и закупаются более дешевые ингредиенты.
- Чтобы приготовить вкусное крафтовое пиво в домашних условиях, необходимо специальное оборудование и точное соблюдение рецепта.
Крафтовое пиво – это более 100 сортов с разнообразным вкусом и неповторимым характером, в отличие от массового классического пива (максимум 4 сорта). Только крафтовое пиво развивает пивоварение, дает многообразие сортов на любого потребителя.
Интересное:
Число крафтовых пивоварен в США за 2016 год достигло 5301 (некрафтовых - 67). Из них 1916 — крафтовые брюпабы, 3132 — крафтовые микропивоварни, 186 — региональные крафтовые пивоварни. Число крафтовых пивоварен выросло на 16,6%. За год открылось 826 новых крафтовых пивоварен и закрылось 97.
Самые странные сорта пива:
- Steðji Hvalur 2 Þorrabjór (Brugghús Steðja) – сваренное в Исландии пиво с добавлением яичек кита, копченых на овечьем навозе.
- Squid Ink (Pacific Brewing Laboratory) — IPA с чернилами кальмара.
- Right Brain Mangalitsa Pig Porter — портер с копчеными свиными головами и костями.
- Foolproof Company Peanut Butter Raincloud — портер с арахисовым маслом.
- Rogue Beard Beer – пиво, сброженное дрожжами, культивированными из бороды пивовара.
- Rogue Sriracha Hot Stout – стаут с добавлением острого азиатского соуса шрирача.
Высказывания знаменитых пивоваров.
Авторы книги «Невыносимая глупость крафтового пива — речь в девяти частях» Алан Маклеод и Макс Бенсон говорят:
Алан Маклеод – «Термин „крафтовое пиво“ бесит меня, потому что он возник, чтобы скрыть, что продукция микропивоварен становится всё менее искусной. Это неоднозначный термин. Новое название нужно, чтобы замаскировать индустриализацию и национализацию крафта».
Макс Бенсон сказал: «Прежде всего, я рассматриваю крафтовое пиво не как понятие, а как свободный бренд. Как и любой другой бренд, он имеет ряд положительных атрибутов, которые сделали его очень успешным и ценным, с довольно лояльной потребительской базой — люди пьют не Lagunitas, Stone или New Belgium — они пьют Крафтовое Пиво».
Майк Калленбергер из Tropos Brand Consulting (30 лет проработал в Miller и MillerCoors) говорит о бренде в другом ключе: «Я полагаю, что крафтовое пиво, как категория имеет коллективную идентичность бренда, и одними из самых важных его качеств являются идентичность и подлинность». Он признаёт, что этим понятием злоупотребляют, и продолжает: «Потребители крафта не обязательно осознают значение этих терминов, но, думаю, у них есть ощущение, что крафтовые пивовары делают свою работу со всей страстью, в то время как крупные — думают о деньгах».
В декабре 2013 года соучредитель Stone Brewing Co. Грег Кох написал в твиттере: «У меня есть мечта: мы перестаём называть газированный жёлтый напиток „пивом“, а реальное пиво — „крафтовым пивом“, и начинаем называть их „фальшивым пивом“ и „пивом“ соответственно».